Авторы: В.Л. Ижевская ЕВГЕНИКА (от греч. εὐγενής, букв. - благородный; породистый), учение об улучшении человеческого рода с помощью искусств. отбора. Попытки избавить общество от страдающих уродствами или ущербных индивидов издавна предпринимались мн. народами. Наиболее известен пример древней Спарты, в которой детей с отклонениями от нормы сбрасывали в пропасть. Разл. рецепты физич. и духовного усовершенствования человечества предлагали мн. мыслители (Платон, Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.). Становление Е. как учения произошло во 2-й пол. 19 в., когда Ф. Гальтон впервые сформулировал её осн. принципы (термин «Е.» предложен им в 1883); в своей работе «Наследственность таланта и характера» он делает вывод о том, что способности человека в значит. мере зависят от наследственности, и предлагает идею улучшения породы человека путём заключения подходящих браков между одарёнными людьми. Интерес к евгенич. идеям был особенно велик в 1-й четв. 20 в.; в ряде зап.-европ. государств и в США были организованы евгенич. лаборатории и общества, учреждён Международный евгенич. к-т. В 1920 в Москве было создано Рус. евгенич. об-во, председателем которого стал Н.К. Кольцов. В его деятельности принимали также активное участие отеч. биологи А.С. Серебровский, Ю.А. Филипченко, В.В. Бунак, Т.И. Юдин, Н.В. Богоявленский, врачи А.Н. Абрикосов, Г.И. Россолимо, Д.Д. Плетнёв. По степени жёсткости искусств. отбора различают «позитивную» и «негативную» Е. Последняя предусматривает ограничение детородной функции разл. групп людей (умственно отсталых, психически больных, алкоголиков, преступников) путём добровольной или насильственной стерилизации с целью избавления человечества от «груза» плохой наследственности. В России никогда не поддерживались идеи негативной Е., преследующей проведение в жизнь законодательно закреплённых евгенич. мероприятий. Она получила распространение в США, Германии, Швеции, Норвегии (в 1920-1930-е гг.), где были приняты законы о стерилизации, а в некоторых странах программы негативной Е. поддерживались до 1970-х гг. В Германии с приходом к власти нацистов евгенич. риторика стала использоваться для обоснования политики расовой гигиены, когда неполноценными объявлялись целые народы, в первую очередь евреи и цыгане. Это привело к истреблению миллионов людей. Такая практика была осуждена как бесчеловечная, а Е. стала служить символом мракобесия. Цель «позитивной» Е. - улучшение человеческого рода путём подбора супружеских пар с признаками, которые могут рассматриваться как ценные для общества. Однако научно обоснованные критерии, по которым можно было бы определять «улучшенную» породу человека, отсутствуют, а нравственно-этич. проблемы, характерные как для негативной, так и для позитивной Е., весьма актуальны. Возобновление интереса к евгенич. концепциям в кон. 20 в. связано с успехами генно- инженерных технологий, разработкой методов клонирования млекопитающих и др. Их использование позволило не только совершенствовать профилактику и лечение заболеваний человека, но и осуществлять отбор эмбрионов с определёнными генетич. признаками. Этич. проблемы применения этих технологий (биоэтика) широко обсуждаются общественностью. В результате появился ряд документов, призванных защитить права человека и осуждающих дискриминацию по генетич. признакам. Литература Лит.: Harwood J. Genetics, eugenics and evolution // British Journal for the History of Science. 1989. Vol. 22. № 3; The Wellborn science: eugenics in Germany, France, Brazil, and Russia. N. Y., 1990; Гершензон С. М., Бужиевская Т.И. Евгеника: 100 лет спустя // Человек. 1996. № 1; Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003; Хен Ю.В. Евгеника: основатели и продолжатели // Человек. 2006. № 3.
Генеалогический метод. Наследование гемофилии среди потомков королевы Великобритании Виктории: □ - мужчина, ○ - женщина, ● - носитель рецессивного гена, ■ - обладатель признак...
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
Авторы: В.Л. Ижевская ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД, один из методов изучения типа наследования признаков, основанный на анализе родословных. Г. м. издавна применяют в племенной работе, направленной на повышение породности и продуктивности с.-х. животных. Знание родословной животного помогает оценить его наследств. качества и облегчает отбор и подбор пар для скрещивания. Для изучения наследственности человека Г. м. (предложен Ф. Гальтоном) стали использовать лишь с нач. 20 в., когда выяснилось, что анализ родословных, в которых прослеживается наследование того или иного признака, может успешно заменить собой гибридологический метод (систему эксперим. скрещиваний), неприменимый по отношению к человеку. В мед. генетике, которая, как правило, исследует наследование разл. заболеваний или патологич. отклонений с применением клинич. и лабораторных методов обследования членов изучаемых семей (родов), этот метод называют клинико-генеалогическим. Для семьи, в которой есть больные с предположительно наследств. заболеванием, составляют родословную: устанавливают предков родителей и их родственников и описывают состояние их здоровья. Исходным в родословной является пробанд - первое лицо в родословной, у которого выявлен изучаемый признак (заболевание). На основании установления семейного накопления данного признака можно предположить способ его наследств. передачи. При этом необходимо исключить накопление фенокопий - ненаследств. изменений признаков, сходных по проявлению с наследственными и обусловленных средовыми факторами. Г. м. даёт возможность также исследовать интенсивность мутационного процесса, оценить экспрессивность (степень выраженности проявления признака) и пенетрантность (частоту проявления аллеля определённого гена у особей родственной группы), продемонстрировать генетич. гетерогенность (обусловленность признака или заболевания мутациями в разных генах или разными мутантными аллелями одного гена), которая характерна для мн. наследств. заболеваний. Клинико- генеалогич. метод широко используется в медико-генетическом консультировании. Г. м. применяется также для выявления носительства наследств. болезней (напр., гемофилии, носителями гена которой в родословной являются женщины; рис.). Точность Г. м. ограничивается небольшим количеством детей в семьях, недостаточностью знаний опрашиваемых об их родственниках, варьирующей экспрессивностью и пенетрантностью генов. Тем не менее классический Г. м. в сочетании с методами молекулярной генетики имеет большие перспективы в решении науч. и практич. задач. Литература Лит.: Тихомирова М.М. Генетический анализ. Л., 1990; Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.