Спецбригады и игра в неравных составах
С момента локаута, произошедшего в НХЛ в 2004–2005 гг., лига закрутила гайки в отношении таких нарушений, как задержка соперника руками, задержка соперника клюшкой и атака игрока, не владеющего шайбой, что постепенно перешло на студенческие, юниорские и молодежные лиги. Данная инициатива изменила манеру игры в хоккей за счет смещения акцента в пользу скорости и мастерства. Кроме того, больше внимания стало уделяться игре в большинстве и меньшинстве. Соответственно, тренеры были вынуждены тратить больше времени на развитие и тренировку стратегии использования спецбригад в ситуациях, когда команда играет в неравных составах, поскольку подобные ситуации оказывают существенное влияние на современный хоккей.
Основой плана по использованию спецбригад должны быть реалистичные системы, учитывающие возраст игроков с целью максимизировать потенциал каждого хоккеиста при игре в тех ситуациях, когда они могут продемонстрировать наилучший результат. Если тактика по выходу из своей зоны, используемая «Детройт Ред Уингз», приносит этой команде успех, это совершенно не означает, что она подойдет для вашей молодежной команды.
Тренеры просматривают множество хоккейных матчей, откуда они могут почерпнуть множество полезных тактических наработок и систем для различного уровня игры. Для того, чтобы игроки поняли и правильно выполняли план тренера, необходимо иметь представление о том, каким образом можно разбить данные системы на простые концепции. Каждый раз, когда тренер обучает игроков новой системе, вне зависимости от того, предназначена она для спецбригад или игры в равных составах, необходимо определить концепции и основные навыки, необходимые для выполнения системы. Поэтому, для того, чтобы расставить необходимые акценты при тренировке, необходимо разработать соответствующие упражнения и мини-игры.
Простым примером, выступающим в пользу анализа системы, является выход из своей зоны при игре в большинстве. Чаще всего при выходе из зоны в большинстве защитник подбирает шайбу за воротами, делает несколько шагов с шайбой, а затем делает передачу на поддерживающего атаку нападающего, который расположен у борта или врывается в центр. Если рассмотреть данную базовую систему более детально, можно определить некоторые навыки, которыми должен обладать защитник для того, чтобы успешно выполнить передачу при выходе из своей зоны.
Сперва защитник должен окружить шайбу, расположив свои ноги вокруг нее во время ее быстрого перемещения под удобную руку вне зависимости от того, подбирает ли он ее у борта или на открытом льду. Также защитник должен оглядываться через плечо для того, чтобы определить, оказывается ли на него прессинг со стороны игроков команды, использующих форчекинг. В конце концов, защитник должен использовать собственные ворота в качестве препятствия, позволяющего обыграть противостоящего ему форчекера. Данные три навыка определяют успешную игру защитника, при этом, они никак не связаны с выполнением передачи шайбы партнеру.
Спецбригады игроков, в том числе предназначенные для игры в большинстве, стали важной частью каждой успешной команды. Время, которое используется на отработку игры в неравных составах, не является потраченным зря. Для успешной игры команды в большинстве требуется хорошее командное взаимодействие и высокие индивидуальные навыки и умения. Тренер должен оценить своих игроков и создать звено из пяти игроков, которые дополняют сильные и слабые стороны друг друга.
При выходе из своей зоны в большинстве оптимальными являются наиболее простые решения. Необходимо извлечь выгоду из неравного количества игроков на льду с целью создания ситуаций два в одного. Выходы из зоны должны осуществляться с учетом вида форчекинга, который применяет соперник, играющий в меньшинстве. На юношеском уровне наиболее распространенными схемами форчекинга являются 1-1-2, 2–2 и 1-2-1. Для преодоления прессинга со стороны форчекеров можно использовать варианты, когда назад откатывается три или пять игроков.
Как только шайба успешно переводится в зону атаки, спецбригада большинства выполняет перегруппировку, чтобы извлечь преимущество из своих позиций и забросить шайбу в ворота. Вне зависимости от используемой командной стратегии спецбригада большинства должна всегда выполнять броски из зоны «дома», искать открытый лед для броска, заслонять обзор голкиперу и накатывать на ворота для подбора отскоков. Два варианта расстановки игроков включают в себя расположение зонтиком, при котором праворукий хоккеист играет на синей линии слева, а леворукий хоккеист играет на синей линии справа.
Для развития специальных командных навыков и обучения игроков умению извлекать преимущество в ситуациях численного большинства необходимо выполнять командные и индивидуальные упражнения. Упражнения могут включать в себя соревновательный элемент с целью повышения заинтересованности игроков и моделирования ситуаций, максимально приближенных к игровым. Команды, работающие усердно и качественно планирующие тренировочный процесс, с большей долей вероятности смогут воспользоваться численным преимуществом.
Подбор игроков
При игре в хоккей на высоком уровне тренер тратит существенное количество времени на определение игроков, которых можно было бы использовать при игре в большинстве. В первую очередь, данная задача решается просмотром каждого игрока индивидуально и оценки его сильных и слабых сторон, что в конечном итоге позволит создать звенья из пяти хоккеистов, которые будут дополнять друг друга на площадке. Тренеры молодежных команд не всегда могут похвастаться возможностью собрать две равноценные пятерки одаренных хоккеистов. Тем не менее, у каждой команды есть свои сильные стороны, и при должной креативности поддерживающие игроки могут дополнить двух-трех игроков высокого класса. Данная тактика используется даже на уровне НХЛ и NCAA.
Когда хоккеисты «Детройт Ред Уингз» выполняли выход из своей зоны в эпоху Ника Линдстрема, они специально старались доставить шайбу Линдстрему, потому что знали, что он лучше всех умеет сделать хороший первый пас. Кроме того, данный первый пас не предназначался Юхану Франзену: адресатами были Павел Дацюк или Хенрик Зеттерберг. Роль Франзена в данной спецбригаде по реализации большинства не заключалась в том, чтобы тащить шайбу в зону атаки или придумывать комбинации в средней зоне. Он вступал в игру, когда звено закреплялось в зоне атаки, и ставил заслон голкиперу и подбирал отскоки – то есть по максимуму использовал свои сильные стороны.
Данный пример показывает, как в команде НХЛ используются различные типы игроков, и его вполне можно перенести на уровень молодежного хоккея. Некоторые игроки хорошо видят поле и умеют отдавать хорошие передачи или разыгрывать комбинации. Другие игроки могут обладать внушительными габаритами и силовыми характеристиками, а еще кто-то имеет врожденное умение хорошо бросать и забрасывать шайбы. Задачей тренера является создание спецбригады (или спецбригад) большинства, принимая во внимание все вышеуказанные факторы.
Обычно создание спецбригады большинства начинается с лучшего игрока команды. Задайте себе следующие вопросы: «На какой позиции данный игрок может сыграть наиболее продуктивно? Обладает ли он скоростью и навыками, необходимыми для доставки шайбы в зону атаки или он в большей степени является плеймейкером? Сумеет ли он продемонстрировать самообладание и принимать быстрые решения, находясь под прессингом или же ему необходимо больше пространства и времени для того, чтобы сыграть лучше?» В зависимости от класса игрока, эти вопросы можно обсудить непосредственно с хоккеистом.
Для игрока, которому требуется больше пространства и времени, оптимальной позицией, скорее всего, будет игра на синей линии. Упорный игрок, умеющий бороться за шайбу, успешнее всего сыграет вблизи ворот, когда команда, играющая в большинстве, расположилась в зоне соперника. Хорошие тре