Энциклопедии и справочники: спорт, техника, язык

Хоккейное мастерство

  Вратарь  |  Защитник  |  Нападающий  |  Зона защиты  |  Средняя зона  |  Зона атаки  |    Большинство    

  спецбригады  |    выход из зоны    |  тренировка выхода  |  расстановка  |  тренировка реализации


Большинство. Выход из своей зоны
Engl

Выход из зоны в большинстве

Существует множество способов расстановки игроков на площадке при выходе из своей зоны, играя в большинстве. Тем не менее, в большинстве случаев самые простые решения являются наиболее эффективными, в особенности в юношеском хоккее. Цель выхода из зоны защиты при игре в большинстве проста: войти в зону атаки, владея шайбой и обеспечивая необходимую поддержку. Зачастую на молодежном уровне тренеры пытаются прибегнуть к вариантам выхода из зоны защиты, подразумевающим длинные передачи из своей зоны или передачи на расстоянии 20 футов, которые имеют немного шансов дойти до адресата. Подобные передачи являются сложными даже для игроков, выступающих на более высоком уровне, и являются сверхсложными (если вообще возможными) для молодых хоккеистов.

Вместо того, чтобы использовать длинные и ненадежные передачи, следует выстроить выход из своей зоны при игре в большинстве таким образом, чтобы извлечь выгоду от численного преимущества вашей команды. Этого можно добиться за счет изолирования одного из обороняющихся хоккеистов и создания ситуации два в одного в любой точке площадки во время выхода из своей зоны. Как только выполнен вход в зону атаки, команда приступит к реализации иных построений по линиям или концепций игры в зоне атаки, поэтому необходимо разработать простую и эффективную методику выхода из своей зоны, чтобы у вашей команды была оптимальная возможность расположиться в зоне атаки.

Подавление форчекинга обороняющейся команды меньшинства

Для того, чтобы успешно реализовать численное большинство, выходы из своей зоны при игре в большинстве должны разрабатываться с учетом стратегии форчекинга соперника, играющего в меньшинстве.

Имея на площадке преимущество в одного игрока, целью является создание ситуаций два в одного как во время выхода из своей зоны, так и при расположении в зоне атаки для того, чтобы получился голевой момент. Вне зависимости от форчекинга, применяемого соперником, который играет в меньшинстве, игроки команды, играющей в большинстве, должны поймать первого форчекера в ловушку.
Это делается таким образом: игрок, владеющий шайбой, ведет шайбу до того момента, пока он не будет атакован форчекером. Только после этого он должен искать возможность отдать передачу, отыгрывая противодействующего форчекера или загоняя его в ловушку.

На протяжении многих лет было создано очень немного новых вариантов построений форчекинга при игре в меньшинстве. Давайте рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся тактических расстановок для форчекинга в меньшинстве, а также некоторые варианты по выходу из обороны в атаку в большинстве, которые помогут успешно противостоять указанным системам форчекинга. Обычно, на молодежном уровне команды используют один из следующих вариантов форчекинга при игре в меньшинстве: 1-1-2, 2–2 или 1-2-1.

Форчекинг при игре в меньшинстве по схеме 1-1-2

Вариант 1. Прессинг против первого паса(рис. 14.1а).

Первый форчекер (нападающий F1) начинает движение в середине площадки и медленно отступает до того момента, пока соперник не сделает или не соберется сделать передачу. После этого форчекер должен сместиться в сторону и атаковать игрока, который должен получить передачу. Второй форчекер (нападающий F2) удерживает середину площадки.

Рисунок 14.1a Форчекинг при игре в меньшинстве по схеме 1-1-2. Прессинг против первого паса.


Вариант 2. Прессинг против игрока, владеющего шайбой

Первый форчекер (нападающий F1) начинает движение в середине площадки. Как только игрок, владеющий шайбой, начинает вести ее вперед, форчекер смещается на данного игрока и атакует его в попытке вынудить соперника сделать передачу. Форчекер (нападающий F2) удерживает центр площадки до того момента, когда ему становится очевидно, в каком направлении будет выполнена передача. После этого он предпринимает попытку прессинга против игрока, который должен получить передачу.

Два защитника, которые остаются сзади, занимают положение между красной линией и дальней синей линией, стараясь не пустить соперников за спину.

Форчекинг при игре в меньшинстве по схеме 2–2

При использовании форчекинга при игре в меньшинстве по схеме 2–2 (рис. 14.2) команда, играющая в меньшинстве, старается занять центр площадки и вынудить соперников перевести шайбу вперед. Форчекеры (нападающие F1 и F2) располагаются на одной линии или с небольшим смещением относительно друг друга в зоне применения форчекинга. Вместо того, чтобы осуществлять прессинг, они просто выжидают момент, когда команда, играющая в большинстве, начинает переводить шайбу вперед и откатываться назад через среднюю зону, перекрывая любые линии передач и открывания через центр. Два защитника перемещаются в аналогичной манере за двумя нападающими, несмотря на то, что глубина их расположения может изменяться в зависимости от модели выхода из своей зоны, используемой командой, играющей в большинстве, которая будет рассмотрена вкратце.

Рисунок 14.2 Форчекинг при игре в меньшинстве по схеме 2-2


Форчекинг при игре в меньшинстве по схеме 1-2-1

При использовании форчекинга при игре в меньшинстве по схеме 1–2 -1 или при построении ромбом форчекер (нападающий F 1) удерживает центр площадки и старается вынудить соперника сделать передачу на фланг, когда игрок, владеющий шайбой, выдвигается выше кругов вбрасывания. В этот момент игроки, расположенные у бортов должны быть готовы выдвинуться на игрока, который является адресатом для получения шайбы. Задний игрок располагается ниже в центре площадки и следит за тем, чтобы не пустить никого из соперников за спину. Остальные игроки располагаются в соответствии с решением тренера. Многие тренеры предпочитают ставить защитника на противоположный угол ромба, поскольку его работой является перехват шайбы и ее вывод из зоны. Это означает, что у одного борта будет располагаться нападающий, а у другого – защитник. Если этим игрокам удается успешно поймать в ловушку соперника, остальные позиции буд ут изменяться в соответствии с рисунком 14. 3.

Рисунок 14.3 Форчекинг при игре в меньшинстве по схеме 1-2-1

Варианты выхода из зоны большинстве

Вне зависимости от того, какой схеме форчекинга предстоит противостоять команде, играющей в большинстве, тренеры могут использовать следующие варианты выхода из своей зоны, имея численное преимущество, которые при правильной реализации, помогут команде сыграть успешно.

1. Трое сзади

На Рисунке 14.4 три игрока, которые откатываются назад для получения шайбы, должны включать в себя двух хоккеистов, занимающих определенные позиции, когда шайба переходит под контроль команды, а также одного дополнительного игрока, умеющего уверенно выполнять и принимать передачи.

Рисунок 14.4 Три игрока сзади с одним нападающим, расположенным у синей линии и одним нападающим, расположенным у красной линии


Когда команда, играющая в меньшинстве, выбрасывает шайбу в вашу зону, очень важно, чтобы ваши три игрока откатывались назад синхронно и на скорости. Глубина разгона игроков от борта должна определяться в соответствии с глубиной форчекинга, применяемого соперником (рис. 14.5). Например, если первый форчекер команды соперника обычно начинает движение на усах, оба ваших набирающих скорость игрока должны находиться на одинаковом расстоянии к своим форчекерам для того, чтобы повысить вероятность успешной передачи.

Рисунок 14.5 Три игрока сзади с нападающими, регулирующими глубину своего движения и одновременно вкатывающимися в зону


Если игрок подбирает шайбу на линии ворот или поблизости, он может остановиться за воротами и подождать пока его два партнера наберут скорость. Тем не менее, если он сможет подловить соперников на смене, игрок должен выкатываться из-за ворот и начинать движение вперед. Два игрока, набирающих скорость, будут просто открываться и поддерживать продвижение игрока с шайбой вперед, действуя в качестве возможных адресатов для получения шайбы.

При выводе шайбы из своей зоны два других игрока (обычно это нападающие) прокатываются в средней зоне. Они обычно не получают первый пас от игрока, владеющего шайбой, но оказывают поддержку после того, как первая передача выполнена (рис. 14.6). Эти игроки должны очень четко подбирать время прохода через среднюю зону, чтобы вовремя открыться под шайбу. Обычно таким игрокам следует начинать постепенно раскатываться в начале выхода команды из своей зоны, а затем врываться в зону для поддержки комбинации, как только выполняется первая передача.

Рисунок 14.6 Три игрока сзади; игрок, владеющий шайбой, делает первую передачу партнеру, находящемуся у борта; ближайший нападающий вкатывается в зону для поддержки комбинации


Когда начинается выход из зоны, и каждый игрок двигается по своему маршруту, цель игрока, владеющего шайбой, состоит в том, чтобы отыграть первого форчекера первым пасом.

Игрок, владеющий шайбой. должен выдержать паузу и сделать передачу, когда первый форчекер отыгран.

Если первый форчекер не действует достаточно агрессивно, игрок, владеющий шайбой, должен продвигаться в его направлении, чтобы заблокировать его (рис. 14.7). Как только первый форчекер заблокирован, можно выполнить передачу в адрес игрока, поддерживающего атаку, отыгрывая, таким образом, первого форчекера.

Рисунок 14.7 Три игрока сзади; первый форчекер действует пассивно, поэтому игрок с шайбой продвигается вперед, блокирует первого форчекера и передает шайбу партнеру, поддерживающему атаку


Для того, чтобы справиться с агрессивным форчекером, игрок, находящийся ближе к шайбе, должен сделать рывок к ней, дважды оглянуться через плечо и обыграть первого форчекера. Если первый форчекер действует агрессивно и оказывает прессинг на игрока, владеющего шайбой, за линией ворот, голкипер должен сыграть шайбу, если он видит, что форчекер может выиграть забег у защитника. При такой ситуации, если ваши игроки не успевают к шайбе, ближайший защитник должен открыться под передачу от голкипера (рис. 14. 8).

Рисунок 14.8 Три игрока сзади; первый форчекер действует агрессивно и опережает защитника в забеге по направлению к шайбе, защитник открывается и получает передачу от голкипера


2. Пятеро сзади

При использовании данной схемы все пять игроков откатываются назад для участия в выходе из своей зоны. Позиция каждого игрока при данном варианте выхода из своей зоны в большинстве определяется тренером. Во время игры в Денвере, при подборе спецбригады большинства, мы также определяли расстановку игроков при выходе из своей зоны, чтобы игроки точно знали, где им следует находится. На рисунке 14.9 показан пример построения игроков при выходе из своей зоны во время игры в большинстве, который использовался в сезоне 2008–2009 гг.

Данный вариант выхода из своей зоны похож на рассмотренную выше расстановку, при которой три игрока откатываются назад. Тем не менее, между игроками, находящимися у бортов, расположено два дополнительных хоккеиста. Это позволяет игроку, владеющему шайбой, выполнить более короткий первый пас, а также дает возможность принимающему игроку вести шайбу, выполнить короткую передачу партнеру, находящемуся у борта или отыграть шайбу назад первоначальному пасующему (рис. 14.10).

Рисунок 14.9 Пятеро сзади с инициалами игроков


Синхронность откатывания игроков назад и перехода в наступление играет важнейшую роль для обеспечения максимального количества игровых вариантов во время выхода из своей зоны в большинстве. Оптимальная позиция игрока при использовании данной схемы определяется несколькими факторами.

  • 1. Местонахождение хоккеиста в зоне атаки после того, как команда расположилась в зоне
  • 2. Рабочая сторона хоккеиста: правая или левая
  • 3. Уровень выносливости хоккеиста

    При любой расстановке в зоне атаки во время игры в большинстве два игрока обычно находятся на синей линии, а три игрока расположены ближе к воротам. Как минимум два хоккеиста, которые расположены ближе к воротам, должны выполнять разворот при выходе команды из своей зоны, находясь ближе к зоне атаки для того, чтобы данные игроки не тратили лишнюю энергию, откатываясь назад на всю длину площадки (рис. 14.11).

    Рисунок 14.11 Пятеро сзади: траектория движения игрока, выполняющего разворот ближе к зоне соперника, по направлению к его месту в зоне атаки


    Одной из возможных проблем при выходе из своей зоны в меньшинстве назад откатывается пять игроков, является движение игроков вперед под неудобную руку. Несмотря на то, что данный аспект не настолько важен для более опытных спортсменов, молодым хоккеистам бывает сложно делать передачи неудобной рукой. В отношении данной проблемы не существует какого-либо правильного или ошибочного решения, но есть одна вещь, о которой необходимо знать при выполнении выхода из своей зоны, играя в большинстве. Давайте вспомним о разделении систем на более мелкие и простые навыки, которое обсуждалось в данной главе ранее. В нашем случае таким навыком является получение передачи под неудобную руку. Если ваша система подразумевает продвижение игроков вперед под неудобную руку, необходимо проводить специальные упражнения, направленные на развитие у игроков именно этого навыка, причем не только при тренировке выходов из своей зоны в большинстве.

    Еще одним фактором, который следует принимать во внимание при определении позиции игрока, выполняющего разворот, является уровень выносливости хоккеиста. Игроки, не обладающие достаточной выносливостью, должны располагаться ближе к воротам соперника, чтобы им не приходилось возвращаться назад и проходить всю длину площадки. Поскольку данные предложения являются всего лишь рекомендациями, тренер может регулировать построение команды при выходе из зоны в соответствии с потребностями.

    По аналогии с выходом из своей зоны в ситуации, когда соперник использует форчекинг по схеме 1–2, игрок, владеющий шайбой, должен вести шайбу до того момента, пока он не будет атакован первым форчекером. В этот момент игрок с шайбой должен выполнить передачу шайбы одному из разворачивающихся игроков-инсайдов, эффективно отыгрывая первого форчекера. После выполнения передачи игроку, который владел шайбой, следует продолжать поддержку комбинации, не располагаясь на одном уровне с хоккеистом, получившим от него шайбу.

    У игрока, получившего шайбу, не обязательно есть время и пространство для того, чтобы вести шайбу вперед. Тем не менее, у него должна быть поддержка, со стороны партнера, расположенного у борта в пределах дистанции 10 футов, если его прессингует второй форчекер. Очень важно, чтобы игрок, получающий шайбу, обладал достаточным самообладанием и старался вновь создать ситуацию два против одного против второго форчекера (рис. 14.12).

    Рисунок 14.12 Пятеро сзади: два против одного в ситуации, когда два разворачивающихся хоккеиста играют против второго форчекера у борта


    Теперь, когда шайба перешла ближе к воротам соперника, разворачивающий игрок-инсайд, который расположен на противоположной стороне площадки, в попытке создать локальное численное превосходство над соперниками, играющими в меньшинстве, должен начать движение по диагонали, чтобы оказать поддержку в атаке. В средней зоне очень быстро скапливается большое количество игроков, что зачастую усложняет задачу выполнить точную передачу в крюк клюшки. Игрок, владеющий шайбой, имеет еще один вариант передачи в открытую зону за спины игроков, обороняющихся в меньшинстве, куда вкатываются нападающие. С учетом жестких штрафных санкций, применяемых в отношении атаки игрока, не владеющего шайбой, и задержки соперника руками, данная тактика стала очень популярной в наши дни.

    Одной из самых распространенных ошибок при выходе из своей зоны в большинстве является ситуация, когда игроки выкатываются на свои позиции в зоне атаки до того, как команда надежно овладела шайбой. Это обычно приводит к борьбе за шайбу один на один или два на два, в результате которой обороняющаяся команда выбрасывает шайбу из своей зоны. Тренеры должны постоянно подчеркивать важность численного превосходства в каждой ситуации борьбы за свободно лежащую шайбу до того момента, пока шайба не перейдет под контроль команды. После этого игроки могут начинать раскатываться и занимать свои позиции при игре в большинстве.